понедельник, 7 мая 2018 г.

Ольга Шектер изучала политику и науки об окружающей среде в Нью-Йоркском Университете. После журналистской работы в «Newsweek» Ольга поступила на факультет документального кино в Нью-Йоркскую Киноакадемию. Во время учебы она увлеклась отношениями между Россией и США и украинским кризисом, в результате чего провела три года на востоке Украины, снимая свой первый полнометражный документальный фильм.



1. Ольга, почему, по-вашему, во время показа вашей картины на ДОКере один из членов жюри демонстративно вышел из зала?

Это хороший вопрос, который я бы задала ему самому. Я могу только предполагать, что у Ули Гаульке антироссийские политические взгляды. И эти взгляды настолько сильны, что ему было тяжело высидеть до конца фильма видя, что всё, что он наблюдал в западных новостях о Донбассе является неправдой. 

2.  Как родилась идея фильма? Почему для Вас  важно было сделать фильм про Донбасс. Если я не ошибаюсь, Вы изучала политику и науки об окружающей среде в Нью-Йоркском Университете. Эти знания помогли при создании фильма? 

Мне всегда были интересны отношения между Россией и Америкой, двумя странами, в которых я выросла. Но одно дело изучать политику в университете, и совсем другое находиться в месте, которое стало центром раскола этих отношений - в Украине. В 2014, когда началась война, я училась в киноакадемии и искала тему для выпускного фильма. Совершенно естественно меня потянуло на Донбасс. Но сначала я поехала в Киев, Славянск и Краматорск, чтобы понять, что происходило на украинской стороне. Там было много политического шума, много патриотизма, но саму войну я увидела только в Донецке. Тогда как раз бомбили центр города, и это произвело на меня сильное впечатление. Тяжело было забыть страдания людей и несправедливость, с которой я столкнулась там. Поэтому, закончив киноакадемию, я вернулась в Донецк в поисках персонажа для полнометражного фильма.

3. Где и как Вы познакомились с главным героем картины сербским добровольцем снайпером Деяном Беричем? (позывной "Деки"). Как он отреагировал на предложение сделать о нем фильм? Следите ли за его судьбой  после картины?

С Деки мы познакомились через одного добровольца. Я сразу поняла, что зрителям будет интересно наблюдать за таким радикально настроенным персонажем. Деки изначально принял меня за американскую шпионку и все время старался меня разоблачить, все время контролировал то, что мы снимали и куда ездили. Но со временем он понял, что если он хочет, чтобы я показала в Америке то, что происходило на Донбассе, он должен мне доверять. Спустя полгода совместной работы он начал брать меня на линию фронта. Там я, наконец, смогла снять действительно интересный материал для фильма.

С Деки мы постоянно находимся на связи. Недавно он получил сильное ранение и поэтому вынужден сейчас находиться в госпитале в России. Как только поправится, сразу поедет обратно на Донбасс. Я думаю, до конца войны он уже оттуда не уедет. Там он нашел свое призвание.

4. История снайперского движения штука непростая, как и сами фигуры снайперов. Есть ли у Донбасса свои снайперы? Вы считаете Деки героем, жертвой  или убийцей?

Я ничего не знала про снайперское дело до того как познакомилась с Деки. Он очень непростой человек и было тяжело с ним работать, потому что он никогда не давал волю эмоциям. Но я снимала почти все время, «совала нос» везде и в какой-то момент он перестал замечать камеру и расслабился. Я никогда его не осуждала и он это чувствовал. Я всегда видела его как продукт определенных исторических событий, которые сформировали его жизненные взгляды. Просто так повернулась судьба, и он стал тем, кем он стал. Я не знаю правильно ли это или нет. Каждый из нас занимает свою определенную жизненную ячейку и так случилось, что он нашел свое призвание, будучи снайпером на Донбассе. Сейчас он не только воюет, но и тренирует местных бойцов. Так что у них, я думаю, достаточно хороших снайперов.

5. Какие сложности и курьезы были при съемках? Российская сторона, Донецкая республика, американские власти - удавалось с ними находить понимание?

Недоверие было со всех сторон. За время съемок в Донецке мой оператор был арестован пять раз. Приходилось его вытаскивать из милиции. Каждый раз, когда мы пересекали границу ДНР с Россией, нас задерживали. Один раз нас допрашивали 14 часов без еды и воды. Потом, когда я вернулась в Нью-Йорк, домой заявились сотрудники ФБР и хотели знать все про местонахождение Деки. Так что было весело. Но последний год во время монтажа меня уже никто не беспокоил.

6. Много ли осталось за кадром?

Да. Мы отсняли около 700 часов. Жалко, что не вошли в фильм интервью с местными жителями, которые потеряли родственников и детей. Такой материал был бы воспринят как манипуляция зрителем и потенциально российская пропаганда. Мы снимали материал и с другими волонтерами, приехавшими из разных стран, но в процессе монтажа уже стало понятно, что история должна быть про Деки, и места для других персонажей уже не было.

7.  Премьера фильма состоялась В Америке. Как реагировали американские зрители на "Войну снайпера"? Какой вы вообще реакции ждали? Для чего в конечном счете его сняли?

Мировая премьера была в Санта Барбаре. Там живет высший средний класс американцев, которые выросли во время холодной войны. Пришло свыше пятисот человек. Было большое напряжение перед показом, зрители нервничали. После фильма долго аплодировали, было очень много вопросов. Реакция была положительной, и все благодарили за то, что я показала им другую сторону конфликта. Но в отличие от России, на Деки они все равно смотрят как на преступника и убийцу.

8. Что в первую очередь цените в документальном кино? какие фильмы этого плана для вас являются образцовыми?

Мне нравятся провокационные документальные фильмы, которые ставят под сомнение всё то, что мы знаем,  заставляют задуматься. Фильмы, не навязывающие мнение режиссёра, а помогающие зрителю окунуться в реальность происходящего. Это большой риск для режиссёра взяться за историю, исход которой не возможно предугадать, и при этом оставаться как можно более объективным во время монтажа. У нас есть молодой документалист, Мэтт Хейнеман, он снимает в таком стиле. Я многому от него научилась.

9.  Ольга, расскажите немного о себе. Где родились, как складывалась ваша жизнь. Какие планы на будущее?

Родилась я в Москве. Папа работал в Аэрофлоте, и когда мне было шестнадцать, его отправили в командировку в Нью-Йорк. Так я туда и попала. Влюбилась в этот город и осталась. Вышла замуж довольно рано и после восьми лет брака развелась. Работала журналистом в Newsweek, но потом после окончания киноакадемии решила поменять свой профиль и стать документалистом. Сейчас занимаюсь воспитанием дочери, работаю над фильмами. Очень хочу и дальше продолжать делать такие проекты, которые могут положительно повлиять на мнение американцев о России и улучшить отношения между двумя странами. Мне очень больно смотреть на то, что происходит сейчас. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий